Спор вокруг тарифов на прокачку нефти по нефтепроводу Заполярье–Пурпе обостряется. “Транснефть” начала прокачку, не согласовав тариф с ФАС, и в одностороннем порядке установила его на уровне более 1 тыс. руб. за тонну — в 2,5 раза выше, чем предлагал регулятор, и в разы выше, чем готовы платить нефтяные компании. Вопрос будет вынесен на правительственную комиссию по ТЭК, но собеседники допускают, что в итоге он вновь дойдет до президента, пишет “Коммерсантъ”.
“Транснефть” начала прокачку по нефтепроводу Заполярье–Пурпе, установив для нефтяных компаний тариф в 1,034 тыс. руб. на тонну, сообщил вчера советник главы “Транснефти” Игорь Демин. Он уточнил, что нефть идет в западном направлении в порты Балтики, Новороссийск и на НПЗ, так как направление на ВСТО полностью загружено. С сентября в системе скопилось для поставки 600 тыс. тонн, еще 300 тыс. тонн “Транснефть” может принять в декабре с Пякяхинского месторождения ЛУКОЙЛа и Мессояхского месторождения “Роснефти” и “Газпром нефти”.
Таким образом, “Транснефть” увеличила тариф даже по сравнению с тем уровнем, который сама предлагала на утверждение в ФАС — 692 руб. за тонну. Нефтяные компании сочли такой тариф слишком высоким, и ФАС предложила компромиссный вариант в 399 руб., однако “Транснефть” отозвала свою заявку до утверждения тарифа. Как пояснил господин Демин, нынешнее увеличение вызвано тем, что “Транснефть” пересчитала объемы транспортировки нефти с учетом позиции Минэнерго (оно сочло ожидания компании по темпам сдачи нефти в систему слишком оптимистичными), а также с учетом изменения прогноза по инфляции.
Начальник профильного управления ФАС Дмитрий Махонин подтвердил, что нынешний тариф “Транснефти” не согласован с регулятором, и дал понять, что после утверждения итогового тарифа плата за прокачку будет пересчитана.
Спор между “Транснефтью”, нефтяными компаниями и ФАС вокруг тарифа на прокачку по нефтепроводу Заполярье–Пурпе тянется уже несколько месяцев. Он возник из-за того, что итоговые объемы поставок в трубу со стороны компаний оказались существенно ниже заявленных при расчетах и строительстве. После того как нефтекомпании сократили планы добычи, для сохранения рентабельности проекта потребовалось увеличить тариф, однако стороны кардинально разошлись в своих предложениях.
ФАС настаивает на тарифе в 399 руб. на тонну, называя предложение “экономически обоснованным, достаточно разумным, приемлемым” компромиссом. Нефтяные компании придерживаются идеи повышения среднего сетевого тарифа на прокачку по системе “Транснефти” на 1,94% для компенсации выпадающих доходов “Транснефти” на Заполярье–Пурпе. Как говорит источник в отрасли, когда стало очевидно, что стороны очень далеки друг от друга, было решено не срывать план запуска трубы, а уже “по ходу дела” договариваться о тарифе. По его словам, этот процесс может затянуться и решаться уже на более высоком уровне — на президентской комиссии по ТЭК. Аналогичная ситуация сложилась и с нефтепроводом Куюмба–Тайшет, прокачка по которому технически началась, но тарифа до сих пор нет. “Транснефть” изначально предлагала установить стоимость прокачки на уровне 513 руб., затем компания отозвала свою заявку в ФАС и теперь временно установила тариф в 835,2 руб.
Позиция “Транснефти” понятна, отмечает глава Small Letters Виталий Крюков, так как компания вложила деньги в строительство трубы и теперь хочет возврата инвестиций. В то же время сейчас Россия собирается сокращать добычу вместе с ОПЕК, и нефтяники могут быть вынуждены еще больше сократить сдачу нефти в трубопроводы. По мнению эксперта, спор, вполне вероятно, придется решать на уровне президента.
|