Дисклеймер: не имею мотива "отнять хлеб" у genby и ему подобных деятелей, но цифры заставляют сделать вывод означенный в заголовке.
План ГОЭЛРО широко известен. О генеральном плане электрификации, разработанном в развитие плана ГОЭЛРО, широкой публике известно гораздо меньше, в основном его обсуждают лица, интересующиеся экономической историей.
И не мудрено. Если план ГОЭЛРО как план восстановительный можно считать частично выполненным по валу (не по частным задачам), то о генеральном плане электрификации такого сказать определенно нельзя. Лучше просто не вспоминать.
Обратимся в простым цифрам.
"Иметь в 1937 г. среднюю мощность электростанций в 20 млн. кВт. это означает, что к концу 1937 г. надо иметь мощность в 22 млн. квт., а включая необходимые резервы, нам необходимо иметь мощность электростанций примерно в 23—24 млн. квт, с учетом отпуска 6—7 млрд. кВт-часов для собственных нужд электростанций" (Генеральный план электрификации СССР. Том 8. Сводный план электрификации, стр. 19).
На самом деле в 1937 г. было 8,235 млн. кВт установленной мощности, что почти в 4 раза меньше плана (ссылка).
Перейдем к вопросу обозначенному в заглавии и рассмотрим частный случай: электрификацию железных дорог. Путинское время рассматривалось ранее. Теперь пришел черед сталинского режима и небольшого сопоставления.
Статья "О схеме электрификации железных дорог СССР на вторую пятилетку", "Электричество, 1932, №2, стр. 74, содержит следующую информацию.
Один из руководителей Госплана тов. Тверской докладывал следующее: "Мы учитывали следующую промышленную базу второго пятилетия: завод „Динамо" и один новый мощный электровозостроительный завод. Исходя из этого, мы считали возможным запроектировать схему электрификации железных дорог на второе пятилетие. Общий план у нас определялся, примерно, в 29,5 тыс. км, включая пригородное движение".
Основной мотив "догнать и перегнать".
"...мы намечаем в два раза больше той сети, которая существует в настоящее время во всех капиталистических странах мира. Отсюда видно, какие темпы электрификации намечаются на второе пятилетие..."
Схемы из журнала.
Особо хочется отметить, что приведенная схема не является в европейской части москвоцентричной и с определенной долей допущения наследует плану создания железных дорог времен П.П. Мельникова: не только радиусы к столице, но и хорды, и широтные ходы.
Титульный список электрифицируемых железных дорог на период 1932—1937 гг., принятый транспортной секцией Оргкомитета по генплану электрификации, приведен в журнале "Электричество, 1932, №3, стр. 141.
В таблице ниже первые три столбца копируют информацию из журнала. Четвертый столбец содержит информации о дате фактической электрификации направления либо отсутствии таковой. В пятом столбце вычислено примерное отставание от плана.
Цветовая дифференциация строк позволяет более наглядно разделить объекты по историческим периодам фактической электрификации. Зелёным отмечены, выполненные вовремя, желтым до 1953 г. (вкл.), условно "сталинские". Розоватым советские до 1991 г. (вкл.), оранжевым постсоветские, красным неэлектрифицированные, розово-лиловым электрифицированные частично при советской власти.
Сказать, что указанный неадекватен - это ничего не сказать. Это банальная маниловщина, а не инструмент планирования. Взять оборудование и другие ресурсы на его выполнение было просто неоткуда (неувязка с ресурсами).
Выполнение плана подтверждает
На диаграмме показано распределение титульных объектов. До 1937 г. включительно было выполнено 4,24% (от 24 582 км).
Если учесть и все короткие пригородные линии, проходящие в плане под рубрикой беститульных, то процент будет 5,29% (от 29 582 км).
5,29% выполнения у Сталина меньше, чем 10,3% выполненного у Путина. Если же растянуть период, то все равно 10,17% меньше 23,5%. Отсюда, собственно, и следует вывод, помещенный в заголовке.
P.S. Дополнения и уточнения приветствуются.
|