На прошедшей 25 декабря пресс-конференции управляющий директор ФНБ «Самрук-Казына» Малик Салимгереев порадовал заявлением, что потребность в 4-ом нефтеперерабатывающем заводе в Казахстане возникнет не раньше 2025 года: «в настоящее время проводится модернизация трех действующих крупных НПЗ — Атырауского, Павлодарского и Чимкентского, по окончании которой потребность в четвертом НПЗ может возникнуть не раньше 2025 года… вопрос строительства нового НПЗ находится на стадии обсуждения». Напомним, что сегодня в республике работают три нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) – Атырауский (АНПЗ), Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) и Шымкентский, он же «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП). Все эти заводы имеют устаревшее технологическое оснащение (из тонны нефти в среднем производится 16% бензинов, тогда как в США этот показатель составляет 43%, в странах ЕС – 23%) с высокой степенью износа. Поэтому у отечественной нефтепереработки проблемы буквально со всем: и с выпуском высокооктанового бензина, и с экологическими характеристиками топлива, и с уровнем извлечения светлых фракций из нефти. В мае 2009 года правительство утвердило программу модернизации трех заводов, реализация которой, как предполагают власти, позволит к 2016 году довести объемы переработки нефти до 17,5 млн тонн и на 100% обеспечивать внутренний рынок страны всеми видами высококачественных нефтепродуктов. Однако результаты предыдущих модернизаций НПЗ не дают оснований для безоглядного оптимизма: заметных улучшений в области нефтепереработки в стране не произошло. Видимо, нынешней исполнительной власти это не по силам. Она занята преимущественно перераспределением квот: отбирает у одних, отдает другим. Вместо обеспечения входа на рынок новых, независимых игроков идет обратный процесс. В результате топливным рынком страны управляет все более ограниченный круг лиц, на которых нет управы. Учитывая, что строительство одного НПЗ занимает около 4-5 лет, в стране еще вчера необходимо было начать сооружение нового современного завода. Это позволило бы полностью закрыть потребности страны в высокооктановом бензине, дизтопливе, авиакеросине отечественными продуктами самого высокого качества. Разговоры о необходимости 4-го НПЗ идут уже более 10 лет, но его мощности, месторасположение, срок начала строительства все также призрачны как миражи в пустыне. Приведем мартиролог сроков строительства нового НПЗ. Так, в апреле 2009 года прошла информация, что Китай готов обеспечить финансы и технологии для строительства НПЗ на территории Казахстана там, где заканчивается нефтепровод Казахстан-Китай. Однако нашими чиновниками это предложение было отклонено. В октябре 2011 года Сауат Мынбаев, будучи министром нефти и газа страны, пообещал к 2019 году построить новый НПЗ, рассчитанный «на нашу нефть». В декабре 2012 года на форуме инвесторов прозвучало предложение ТОО «Казэнергорегион» о строительстве в г.Булаево (Северо-Казахстанская область) НПЗ мощностью первой очереди 5 млн тонн нефти в год, второй – 12 млн тонн. Общая стоимость проекта оценивалась в 8 млрд евро. По словам инвесторов, первый камень для строительства завода должны были заложить уже к концу 2013 года. С тех пор ни о заводе, ни об инвесторах ничего не слышно. В апреле 2013 года Сауат Мынбаев заявил, что строительство нового НПЗ планируется начать в 2016 году, поскольку «к 2023 году вырастет спрос на горюче-смазочные материалы и возникнет их нехватка». В последний раз вопрос о новом НПЗ поднимался в сентябре 2013 года при визите председателя КНР Си Цзиньпина в Казахстан, «Мы договорились о строительстве следующего нефтеперерабатывающего завода. Мы в этом нуждаемся», — сказал тогда Нурсултан Назарбаев на пресс-конференции по итогам переговоров. Правда, ничего ни мощности, ни о сроках строительства не сообщалось. Однако, вряд ли тогда речь шла о столь далеких перспективах как 2025 год. Как видим, власти бесконечно готовы обсуждать проблемы трех существующих НПЗ, принимать программы их модернизации, заявлять о необходимости четвертого НПЗ, но никак не могут определиться с параметрами и сроками строительства нового завода. Складывается впечатление, что в правительстве просто тянут время с надеждой толи на «саморассасывание» проблемы 4-го НПЗ, толи на появление филантропа-инвестора, который чудесным образом реализует проект нового завода. Однако нефтекоммерсанты и в нацкомпании, и частных структурах проявляют активность лишь в отношении перерабатывающих активов за рубежом, но не настроены на вкладывание средств в подобные проекты в Казахстане. На самостоятельное строительство завода у властей, очевидно, нет ни средств, ни желания. Ведь это не банковский сектор, на спасение которого из Нацфонда без тени сомнения было потрачено 10 млрд долларов, обратно так и не вернувшихся. А ведь половины этой суммы хватило бы на то, чтобы за это время построить новый НПЗ, спроектированный на переработку казахстанской нефти. Да что там новый НПЗ! Не факт, что намечаемая модернизация залатает все дыры внутреннего рынка ГСМ. Без ответа остается вопрос: «Каким образом будут загружаться расширенные мощности заводов, если в течение уже многих лет существующие не обеспечиваются сырьем в необходимых объемах?». Как известно, основной объем нефтедобычи в стране приходится на иностранные компании, которые самостоятельно решают, куда им поставлять свою продукцию. Даже НК «КазМунайГаз» заинтересована не насыщать внутренний рынок, а активно поставлять нефть для переработки за рубеж. В частности, приобретя румынскую компанию The Rompetrol Group N.V., «КазМунайГаз» не только получил доступ к двум румынским НПЗ – «Вега» и «Петрокемикал» с объемом переработки около 5 млн тонн в год, но и расширил свою розничную инфраструктуру на европейских рынках за счет 630 АЗС компании. Загрузить НПЗ собственной нефтью не позволяют не только технологические причины, но и меркантильные интересы правительства. «Если мы уменьшим наш экспорт на 7 млн тонн и отправим их на внутренний рынок, то наш бюджет недополучит 1,8 млрд долларов в год», — заявил как-то глава министерства нефти и газа. А вот подсчитать, во сколько обходится экономике страны хронический дефицит топлива, в профильных ведомствах, видимо, не могут. И пока будет сохраняться такой «остаточный» подход к собственной экономике, мы обречены наблюдать миражи не только нового НПЗ, но и проектов последующих модернизаций существующих, - передает http://oilnews.kz.
|