Украина пытается снизить свою энергозависимость от России. Недавно премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что для его страны покупка российского газа в Германии обойдется дешевле на 70 долларов за тысячу кубометров, чем напрямую из России. На прошедшей рабочей неделе Киев сделал ряд заявлений по добыче сланцевого газа на территории Украины.
Действительно, Украина стала меньше покупать газа у России, однако все заметнее становится спад украинской промышленности. Договориться о приемлемой для обеих сторон цене на газ не получается. Для России газ – это средство «политической дипломатии», для Украины – вопрос выживания и… того же политического торга. Поэтому украинские власти все активнее говорят о проблемах энергосбережения.
Еще несколько лет назад украинская ГТС загружалась полностью, она была в своем роде кормилицей украинского бюджета, а «Нафтогаз» оставался сверхприбыльной корпорацией. Но времена меняются и в результате той «газовой дипломатии», которую проводили Ющенко и Тимошенко, отношения России и Украины нашли свой «таежный угол». А тут еще мировая ценовая конъюнктура на газ резко снизилась… В итоге украинская ГТС стала обремененной кредитами сетью с полупустыми трубами, а в настоящее время украинская сторона вынуждена даже говорить о возможной консервации отдельных ветвей своей ГТС. Причем Россия, махнувшая со злостью рукой на украинскую ГТС, со своими капиталозатратными «потоками», выглядит отнюдь далеко не в лучшей форме.
А ведь шанс выйти из этого угла был у обеих сторон. Речь идет о создании трехстороннего консорциума с Россией и Германией. Тогда предлагалась такая схема: 51% акций ГТС принадлежал бы Украине, труба не продавалась, а лишь передавалась в совместное управление России и Евросоюзу. Но, увы, до ума то соглашение так и не довели, несмотря на то, что в принципе все стороны были согласны и считали, что создание консорциума – это настоящий прорыв из тупика наметившихся проблем.
России, например, не нужно было бы строить даже «Северный поток», хотя эта идея в Кремле возникла еще до предложения о создании консорциума. Но если бы модернизация украинской ГТС все-таки случилась, то ее было бы достаточно, чтобы обеспечивать бесперебойные поставки газа в Европу, а у России не болела бы голова из-за «потоков». Да и Европа бы приняла непосредственное участие в этом процессе, не пытаясь так активно противостоять «Газпрому», обвиняя его во всех тяжких. И не нужны бы были Европе по большому счету все эти разглагольствования об энергетической независимости, и не нужно было бы вводить третий энергетический пакет, ограничивающий влияние «Газпрома» в странах Евросоюза, также не нужно было бы искать новых партнеров, способных в обход России поставлять в Европу газ. Но история не терпит сослагательного наклонения… Сегодня и Россия, и Украина имеют то, что имеют – по большому счету очень мало для «братского» сотрудничества.
В настоящее время уже Россия не очень заинтересована в трехстороннем консорциуме – уж больно много усилий и средств вложено во все эти ее «потоки». Как говорится, дорога ложка к обеду – время упущено. Теперь получается как в басне Крылова про лебедя, рака и щуку, когда Украина тянет одеяло в одну сторону, пытаясь доказать России свою самодостаточность, поставщик газа (Россия) — в другую, европейские страны получатели – в третью. В итоге ни у кого толком ничего не получается – воз и поныне там, где был когда-то. Зато все «кошмарят» друг друга.
Россия уже давно начала отрабатывать схему двухстороннего сотрудничества, показывая всему миру «как нужно сотрудничать». На примере Белоруссии всем показали, чем заканчиваются такие договоренности: Белорусская ГТС в итоге отошла России. Потом появилась новая стратегия – строительство «потоков» в обход Украины и других восточноевропейских стран. Основная мотивация – прямой выход на рынки газа в западной Европе. Хотя российская сторона и не отрицает, что украинские хранилища должны быть заполнены газом до того объема, который обеспечивает бесперебойные его поставки. То есть, речь идет о некой «подушке», поддерживающей эти поставки. Поэтому в интересах России, чтобы украинские газохранилища не пустовали. К тому же, и в России все чаще можно услышать мнения экспертов, что и «Северный поток», и «Южный поток» — это не панацея, у этих проектов множество проблем и рисков.
Некоторое время назад Россия и Украина обсуждали идею обмена активами: российские добывающие – на украинские транзитные. Например, так «Газпром» сотрудничает с Германией. Однако с Украиной конструктивного разговора по развитию сотрудничества по этой схеме не получилось из-за отсутствия паритетности. Подход 50 на 50 России не нравится, а Украину не устраивает структурный подход, поскольку по структуре стоимости активов ее доля маленькая.
Вот и нашла коса на камень: Украина осталась у разбитого корыта с неадекватно оцененными активами, а Россия решила, что «дешевле» строить обходные газопроводы за десятки миллиардов долларов. Хотя на самом деле куда дешевле оказалась бы реконструкция украинских ГТС. Но здесь, уже всем давно очевидно, проблема не столько энергетическая или экономическая, сколько политическая.
А если вспомнить недавнее заявления украинского премьера о поставках российского газа на Украину из Германии, для которой Россия установила совсем другие цены, то совсем грустно становится. Действительно, частичное снижение цены на газ для Украины возможно, но не стоит забывать, что объемы таких реверсных поставок на Украину не в состоянии удовлетворить нужды страны – ведь Европа к поставкам миллиардов кубов для обиженной Украины не готова. Поэтому в данном случае Киев выглядит ничем не лучше Москвы. Тоже играет в большую политику, запугивая Россию, — и своим «интегрированием» в Европу, и масштабными проектами по извлечению на территории страны сланцевого газа и т.д. Одним словом, политика выкручивания рук осуществляется обеими сторонами. Конечно, можно поспорить, кто первым начал, но, простите, это уже не серьезно…
Украинское желание получать реверсные поставки из стран Евросоюза неизбежно натыкается на множество препятствий. Как Киев собирается это делать? Ведь для того, чтобы в реверсном режиме поставлять газ из ГТС Европы нужно построить несколько дополнительных сетей. Теоретически все выглядит вроде бы выполнимо, но на практике могут возникнуть большие проблемы по реализации проектов.
Вот, например, построила Украина ветку от нефтепровода «Одесса-Гданьск» — «Одесса – Броды», несколько лет используемую в реверсном режиме. И что? Вроде и строительство закончили быстро, но загрузить мощности и окупить капиталовложения до сих пор не удается. Поэтому о реверсных поставках и предложениях по их реализации можно много рассуждать, но не проще ли все-таки сесть за стол переговоров с Россией, чтобы решить все накопившиеся проблемы? Впрочем, и России нужно существенно уменьшить свои имперские амбиции и отделить «мух от котлет». Может, хоть тогда появятся какие-то конструктивные решения по «интеграции братских народов».
Безусловно, перспективы дальнейших российско-украинских отношений в газовой сфере не будут безоблачными, о «справедливом партнерстве» у сторон разное понимание. Поставлять газ Украине по 160 долларов за тысячу кубометров Россия не собирается и вряд ли соберется делать это в обозримой перспективе.
Такой цены, кстати, уже нет и для Белоруссии, поскольку для этого нет ни экономических, ни политических предпосылок – ситуация может измениться лишь после серьезных структурных перемен на мировом энергорынке. Но до этого еще далеко. Даже российские нефтегазовые тяжеловесы пока лишь только прощупывают почву для своих будущих шагов. Вспомним недавнее предложение главы «Роснефти» Игоря Сечина о возможности создания газовой биржи.
Не стоит обольщаться Украине и опытом добычи сланцевого газа в США. Может, пока лучше посмотреть, что из этого получится в Польше, которая решила пойти по этому пути?
«Уверен, что лучшие времена в наших отношениях с Россией в энергетической сфере – низкая цена на газ, бесперебойное снабжение, достаточное наполнение хранилищ, оптимальная транзитная загрузка ГТС – давно и безвозвратно ушли», — отмечает бывший президент Украины Леонид Кучма.
По его мнению, так произошло не потому, что кому-то лучше удавалось договариваться с Россией, а кому-то — нет. Просто мировые энергоргорынки становятся жестче, происходит общемировое удорожание энергоресурсов, резюмирует экс-президент.
Сегодня очень много говорят о перспективах развития сланцевого газа на Украине, но вполне вероятно, что для Киева эти проекты еще долгое время будут в стадии проектирования, проб и проработок – причем не только технико-экологических, но и внутриполитических. И Украине рассчитывать на сланцевый газ как на реальную альтернативу обычному газу в ближайшей перспективе вряд ли приходится.
Напомним, что недавно Ивано-Франковский и Львовский облсоветы согласились на разработку залежей сланцевого газа, выторговав для себя 10% от выручки с продаж. Первый шаг, как говорится, сделан, но украинской стороне все равно придется проверять и отрабатывать множество вариантов, альтернативы и… поэтапно снижать энергопотребление, не сбрасывая при этом со счетов возобновляемые источники энергии (солнца, ветра и т.д.), которые на Украине тоже есть.
|