$IMAGE1-left$
Компаниям и банкам, которые выпускают ценные бумаги, стоит подробно раскрывать в годовом отчете все бонусы, выплаченные членам совета директоров и топ-менеджерам, в индивидуальном порядке, написал ЦБ в понедельник. Правда, компании смогут адаптировать предложения ЦБ под себя и сами определить форму раскрытия индивидуальных данных, говорится в письме.
Обязанность публиковать бонусы каждого топ-менеджера обсуждается в правительстве уже несколько лет. В 2016 г. оно поручило ЦБ разработать детальный механизм раскрытия такой информации – и тогда же ЦБ предложил варианты, но в полном раскрытии данных увидел социальные риски и предложил публиковать лишь общую сумму вознаграждений. Новое письмо – компромисс, объясняет федеральный чиновник: компании сами выберут, сообщать ли о бонусах каждого менеджера в годовом отчете.
Сейчас по правилам ЦБ эмитенты должны раскрывать только общую сумму вознаграждения. Кодекс корпоративного управления (его внедряют 13 госкомпаний) жестче: нужно раскрыть данные о бонусах по группе не менее чем из пяти самых высокооплачиваемых менеджеров с разбивкой по видам вознаграждений, по всем ключевым менеджерам, а также по каждому отдельному органу управления.
Заработки топ-менеджеров внушительны. Среднее общее вознаграждение правления 82 публичных российских компаний превысило 250 млн руб., а в компаниях с капитализацией свыше $3,5 млрд – 609 млн руб., показало исследование Deloitte. Но из 82 компаний с листингом на Московской бирже ни одна не раскрыла индивидуальных вознаграждений топ-менеджеров, жалуется директор Deloitte Олег Швырков, 73% указали общее вознаграждение правлению за 2016 г. Остальные
не привели даже общие цифры, и лишь три компании раскрыли вознаграждение гендиректора, рассказывает Швырков. Напоминание ЦБ полезно рынку, считает он, оно не делает различия между членами правления и ключевыми руководящими работниками в вопросах вознаграждения. Инвесторам такая информация важна, говорит Денис Спирин из Prosperity Capital Management: она показывает, как работает система мотивации того или иного менеджера.
Гендиректора с самыми высокими зарплатами зачастую руководят наименее эффективными компаниями, показало исследование индексного провайдера MSCI: он проанализировал выплаты примерно 800 гендиректорам 429 крупных американских компаний с 2005 по 2015 г. и общий доход акционеров этих компаний за тот же период. $100, вложенных в акции 20% компаний с самыми высокими зарплатами директоров, за 10 лет превратились в $265. Та же сумма, вложенная в компании, которые платят гендиректорам меньше всего, за тот же срок выросла бы до $367, следует из отчета MSCI.
Компании же считают публикование доходов конкретных людей слишком жесткой мерой. Это персональные данные – и так понятно, что менеджер крупной компании получает крупные бонусы, говорит член РСПП. Сотрудники могут потребовать больше денег, сравнивая свои бонусы с другими, полагает топ-менеджер крупной российской компании.
Не любит раскрывать доходы и менеджмент госкомпаний – требование президента публиковать их и сведения об имуществе руководителей госкомпаний игнорировали РЖД, «Роснефть» и «Газпром». Раскрыть доход согласился только президент РЖД Олег Белозеров в 2015 г.
РЖД в ежеквартальных отчетах раскрывает информацию о вознаграждениях членам совета директоров и правлению, ВТБ – членам правления и наблюдательного совета, общая сумма для каждого управляющего органа раскрывается в ежеквартальном отчете, говорят представители РЖД и ВТБ, не комментируя рекомендации ЦБ. В «Газпроме» и «Роснефти» не ответили «Ведомостям».
|