Мой сайт
Четверг, 19.10.2017, 19:05
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Приветствую Вас Гость | RSS
    Главная » 2017 » Май » 10 » Реформы вместо эмиссии: что действительно поможет экономике
    15:07
    Реформы вместо эмиссии: что действительно поможет экономике
    В российском госсекторе скрыты огромные резервы повышения эффективности, которые можно высвободить, создав полноценную конкурентную среду
     
    Статья Бориса Титова о том, как нам вернуть экономику к росту, оставляет впечатление, что автор плохо себе представляет реалии нашей экономической и политической ситуации. Значительная часть текста посвящена рекламе основной идеи, которую он давно уже высказывает вместе с коллегами по «Столыпинскому клубу» — монетарной накачки экономики ради стимулирования роста. В полемике на эту тему куется эффектный образ врага — злобного либерала-монетариста, который, начитавшись теоретических книжек, категорически препятствует тому, чтобы реальная экономика получила наконец доступ к деньгам, необходимым для развития. Надо немедленно избавиться от врага-либерала, раздать всем желающим деньги — разумеется, не просто так, а под бдительным контролем, «через институты развития», «под залог проектных облигаций компаний-инвестиционных агентов» - чтобы ни одна мышь, желающая утащить эмиссионные деньги на валютный рынок, не проскочила.
     
    Полемизировать с эпическим либералом-вредителем, тайно желающим задушить экономику в тисках денежного голода, конечно, увлекательное занятие, правда слабо связанное с реальной жизнью. Вот автор этих строк, например, никогда не был каким-то непримиримым противником смягчения монетарной политики — растущей экономике нужна денежная масса, в этом я полностью солидарен с Борисом Титовым. Мы видели, как многие страны в последние десятилетия активно прибегали к монетарному смягчению ради стимулирования роста. Но тут есть одно важное «но»: эмитируемые средства должны попасть на благодатную почву. Чтобы они не вылились в неконтролируемую инфляцию, должна стимулироваться и расти деловая активность, которая поглощала бы деньги и не давала им вылиться в банальный рост цен и девальвацию.
     
    Нужно очень плохо знать и понимать современную ситуацию в России, чтобы не замечать, что деловая активность у нас мертва.
     
    Входы на рынки закрыты наглухо — причем не только в стратегических сферах (где блокирование входа на рынок было оформлено законодательно уже почти десятилетие назад), но и в элементарной сфере розничной торговли и услуг — попробуйте открыть парикмахерскую, и вы сразу выясните, что все салоны-конкуренты в округе «держат» родственники главы района или иного влиятельного представителя системы, и окажетесь один на один со всеми мыслимыми проверяющими органами на свете. Доля госсектора в России превысила 70% ВВП, среди топ-30 крупнейших компаний страны по выручке две третьих совокупной выручки приходятся на госкомпании, среди топ-100 — более половины (а с учетом квази-частных компаний, де-факто связанных с государством — и того больше).
     
    Борис Титов, понимая это, сопровождает свои рассуждения следующей фразой: «Главное, чтобы эти проекты опять не стали неэффективными монстрами по отмыванию средств, связанными с государством структурами, а были реализованы многочисленными частными предприятиями, жили бы в конкурентной среде».
     
    Покажите мне такую конкурентную среду в России, где работают «многочисленные частные предприятия», а «неэффективные государственные структуры-монстры» надежно отодвинуты на второй план? О чем вообще речь в ситуации, когда государство продолжает масштабное наступление на частный сектор по всем фронтам — от завладения «Башнефтью» и «Трансаэро» до укрепления олигополии госбанков до недавнего абсолютно незаконного внесудебного сноса небольших частных магазинов в Москве?
     
    Ни о каком развитии в России и речи быть не может без глубочайшей демонополизации всех сфер нашей экономики и тотального выхода из нее государства.
     
    Во всех качествах — от собственника активов до административного регулятора входа на рынок. Вот вам нормальная экономическая программа, которая действительно вернет Россию к росту — в наших государственных монополиях скрыты огромные резервы повышения производительности труда и эффективности использования инвестиционных средств, которые нужно высвободить за счет создания полноценной конкурентной среды. В США крупнейший производитель газа имеет долю в общенациональной газодобыче всего 3,5% - не 70%, не 80%, а 3,5%! - поэтому там растет производительность и снижаются цены (цена на Henry Hub уже ниже $100 за тысячу кубометров), что способствует релокации производств обратно в Америку (об этом говорил даже Путин на заседании Президентской комиссии по ТЭК - «потому что в Штатах дешевле»). Или тот же банковский сектор: уже много говорилось, что высокие процентные ставки по кредитам — следствие не только политики ЦБ, но и завышенной маржи и завышенных операционных расходов в результате олигополии госбанков и отсутствия реальной конкуренции.
     
    Ну а результаты накачки деньгами той структуры экономики, которая у нас имеется, мы уже могли изучить на конкретных эмпирических примерах. Пример первый — 2013 год. Еще никаких санкций, цена на нефть Urals - $108 за баррель, но рост ВВП скатился до 1%, промышленный рост ушел в ноль, а инвестиции — в минус. При этом в 2013 году совокупные инвестиции в основной капитал из бюджетов всех уровней составили 1,9 трлн руб, а совокупные инвестпрограммы 10 крупнейших госкомпаний — еще 2,8 трлн, то есть всего почти 5 трлн. Мало денег? Да вовсе нет. Так где же рост? Ушел, как говорят экономисты, в «омертвленный капитал»: пустые трубопроводы, мосты на остров Русский, по которым никто не ездит, крупные ГЭС с коэффициентом использования установленной мощности 30%, 200 тысяч стадионных мест в Сочи, где населения меньше полумиллиона. Крупнейший подрядчик «Газпрома» по строительству трубопроводов, «Стройгазконсалтинг», является также крупнейшим инвестором в строительство офисных площадей Москва-Сити, где загрузка, по данным исследования РБК, составляет от 7% до 48%. Вы хотите еще попробовать накачивать такую экономику деньгами?...
     
    Пример второй — нынешнее спасение ВЭБа от банкротства, на которое ищут 1,5 трлн рублей. А ВЭБ — и есть тот самый «институт развития», через который раздавались деньги под бессмысленные убыточные прожекты — ровно по той схеме, которую предлагают в Столыпинском клубе.
     
    Пример третий — дело в том, что денежная эмиссия де-факто уже идет, о чем не устает повторять Сергей Алексашенко, и размеры ее вовсе не малы, около полутриллиона за прошлый год. Результатов в виде роста мы что-то не видим. А вот инфляция и девальвация, о которых все время говорят коварные либералы-монетаристы, больно бьет по карманам россиян.
     
    Ну и последнее. Несерьезно говорить о возврате России к росту в тех условиях конфронтации с внешним миром и международной изоляции, в которую нас завело действующее политическое руководство страны. На чем мы росли в прошлые годы? Безудержно занимали деньги на Западе. Портфель внешнего долга наших компаний и банков вырос с примерно $100 млрд 10 лет назад до почти $700 млрд летом 2014 года. После чего против России были объявлены санкции, и мы оказались отрезаны от международных финансовых рынков. И будем отрезаны, пока нынешнее руководство страны продолжает свою внешнеполитическую линию. Всего за полтора года — с июля 2014-го по 1 января 2016 года — кредитный портфель внешних займов наших компаний и банков сократился почти на $200 млрд, до $473 млрд. И при таком беспрецедентном кредитном сжатии вы удивляетесь, почему деньги дорогие. При чем тут Центробанк? Центробанк всего лишь меряет температуру в этой палате для тяжело больных. Надо болезнь лечить, а не потакать комплексам и фобиям слабеющего пациента.
     
    Нашей экономике нужны глубокие структурные реформы, прежде всего — в виде глобальной демонополизации всех ее секторов (автор этих строк много писал, в том числе на страницах Forbes, как это надо делать) и полного выхода государства из экономики. Нужна решительная нормализация отношений с Западом и прекращение конфронтации. Ясно, что нынешние власти в принципе на это неспособны, и вопрос возврата к росту лежит в политической плоскости. Судя по фразе «а уже потом политические и институциональные реформы» в статье Бориса Титова — и он таких задач не ставит.
     
    А эксперименты по монетарному смягчению в монопольной экономике с высокой коррупцией и решающим влиянием государственных инсайдеров Россия уже много раз проходила. Это так болезненно било по нашим гражданам, что призывать к этому сегодня, на фоне всего накопленного безумного опыта «печатания денег», просто безответственно.
     
    Владимир Милов
    Просмотров: 24 | Добавил: bruttagus1982 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Сделать бесплатный сайт с uCoz Copyright MyCorp © 2017